Сегодня примерно у девяти компаний из десяти нет представления о целевой аудитории. Это показали результаты многочисленных исследований в бизнесе. Многие предприниматели, вкладываясь в рекламу, сообщают специалистам, что их ЦА – «семейный мужчина среднего возраста» или «женщина домохозяйка». Такой подход является в корне неверным и требует корректировок. В противном случае есть риск слива рекламного бюджета и отсутствия достижения необходимого результата.
Что такое целевая аудитория, и в чем заключаются нюансы ее определения?
Под целевой аудиторией (по тексту – ЦА) принято понимать группу людей, которая нуждается в удовлетворении определенных потребностей посредством товара или услуги компании. Говоря общими словами, можно отметить, что термин объединяет часть пользователей, направленных на рекламную кампанию. Для них и осуществляется разработка уникального торгового предложения.
На практике определение целевой аудитории сопряжено с некоторыми нюансами:
Для создания рекламной кампании, которая действительно сработает, необходимо понимать своего идеального клиента – его возраст, семейное положение, хобби, привычки, «боли»;
Если не сделать это заранее, будет проблематично держать фокус на конкретных людях, и произойдет размывание портрета целевого клиента;
Возникнет риск потратить немало денег впустую, реклама не приведет в бизнес целевых клиентов, которым продукт действительно интересен и важен.
Чтобы получить лояльных клиентов и превратить их в постоянных покупателей, максимизировав прибыль компании, необходимо следовать определенному алгоритму:
провести комплекс работ по анализу целевой аудитории и понять, кто нуждается в товаре/услуге;
получить информацию о том, в каких сообществах в massmedia состоят потенциальные потребители;
определить материалы, которые просматривают, ставят лайки, оставляют комментарии, делятся у себя на страницах;
разработать портреты идеальных клиентов, чтобы проработать их страхи, побороть всевозможные возражения;
создать уникальное торговое предложение и запустить рекламу для разных сегментов ЦА.
Виды анализа ЦА
Анализ целевой аудитории - косвенной или разовой может быть организован разными способами. В первом случае речь идет о группе лиц, принимающих положительное решение и совершающих покупку. Во втором - это категория людей, которые влияют на выбор и выделяют деньги, но действий не предпринимают.Практика показывает, что в ЦА объединяется несколько групп людей в соответствии с общими признаками:
Демографический критерий – половозрастные особенности, семейное положение, состав семьи, образование;
Экономический параметр – доходы и расходы, их сопоставление между собой, наличие накоплений (гипотетически);
Психологический аспект – характер и темперамент, стиль жизни, базовая система ценностей;
Имеющиеся проблемы в целях дальнейшего поиска способов их решения.
Выбирать ЦА стоит строго на основании идентичных признаков неверно. Дело в том, что люди, имеющие один возраст и уровень дохода, проживающие в одном регионе, могут заинтересоваться разными товарами в силу индивидуальных предпочтений. Ввиду некоторых особенностей продукта для продавца может не иметь значения местожительство и образование потребителя.Вне зависимости от обстоятельств в качестве основного критерия выступает потребность. При проведении оценки следует задавать вопрос, по какой причине клиент нуждается в продукте и заинтересуется им. После определения моментов можно приступать к выбору значимых признаков.
Методы определения ЦА
Чтобы рекламироваться на определенную целевую аудиторию и попасть в нее наиболее четко, необходимо ознакомиться с базовыми методами ее выявления. В целях получения объективных данных стоит пользоваться анкетами, проводить интервью, организовывать опросы. На практике решить поставленные задачи непросто, поэтому можно ограничиться мини-исследованием, изучив социальные сети, форумы, подключив аналитику.
Метод «5W»
Достаточно популярный способ, его разработал опытный человек Шеррингтон – создатель консалтинговой фирмы под названием AddedValue. Причина, по которой так называется методика, состоит в том, что она предполагает предоставление ответов на пять вопросов, начинающихся на английскую букву «w». Это «what», «who», «why», «when», «where». Речь идет о таких параметрах, как «что», «кто», «почему», «когда», «где», приравнивающихся к покупке товара.Прояснив эти моменты, можно приступать к созданию портрета идеального клиента. Например, компания продает одежду для беременных женщин. Ответы на главные вопросы:
что – одежда для женщин, находящихся в интересном положении;
кто – представительницы прекрасного пола, вынашивающие ребенка;
почему – хочется чувствовать себя комфортно вне зависимости от размера;
когда – в возрасте от 18 до 45 лет (в среднем) в течение 9 месяцев один или несколько раз в жизни;
где – в специализированных магазинах или в интернете.
«Обратный» метод
Целевая аудитория компании определяется на основании точки отсчета в виде конечного результата. На первом этапе требуется определить, что должно достаться клиенту, описать путь, который проделывается для достижения цели. Следует тщательно продумать потребности, способные мотивировать на прохождение пути – от идеи до итога. Организовать анализ ЦА и получить несколько сегментов. Рекомендуется разработать ограниченную кампанию для каждого из них и проверить степень соответствия предположений реальности.
Метод «От продукта»
Целевая аудитория проекта в случае, если для продукта характерны особенности, определяется на их основании. Порядок действий:
Проведение сравнительного конкурентного анализа в целях определения базовых свойств товара, отличающих его от предложений конкурентов;
Опрос существующих покупателей на предмет важнейших для них характеристик и причин покупки, ответ на вопрос о потребностях, требованиях, социально-демографических факторах, психологических нюансах, местах и способах покупки;
Проведение работ по анализу продукта для выявления плюсов и минусов, возможностей его продвижения и реализации, вероятных трудностей;
Сегментирование рынка по покупателям, которые уже сделали покупку/сделают ее, возможно, откажутся;
Описание потенциальных клиентов;
Составление плана мероприятий, нацеленных на привлечение возможных покупателей;
Тестирование жизнеспособности предложений.
Метод «от рынка»
Выделяя сегменты целевой аудитории, стоит обратить внимание на данную методику. Рекомендуется отталкиваться от текущего положения рынка и конкурентных действий. Проводить мероприятия нужно в соответствии с планом:
организация исследований/поиск готовых отчетностей в источниках открытого типа;
опрос потенциальных и существующих клиентов на предмет потребностей и степени их удовлетворения;
изучение поведения потребителей в плане реакции на уникальное торговое предложение;
составление прогноза целевой аудитории с детальным описанием клиента;
проверка гипотезы путем тестирования предложений.
Как можно заметить, существует множество направлений определения целевой аудитории. Каждый имеет особенности и нюансы. Главная задача предпринимателя заключается в том, чтобы строго следовать инструкции или доверить проведение работ профессионалам.
Почему именно мы?
К вопросу разработки целевой аудитории необходимо относиться с большим вниманием, делегируя его специалистам. Прежде чем приступить к продаже продукта, необходимо определиться с тем, что и кому будет продаваться. Без ответов на эти вопросы рассчитывать на хороший оборот товаров и высокую прибыль не стоит.
Наша фирма занимается разработкой, продвижением сайтов и проведением комплекса предварительных мероприятий для создания качественной и эффективной рекламной кампании. Мы настроены на долгосрочное сотрудничество с клиентами, что сказывается на качестве предоставляемых услуг и сопровождении проекта в дальнейшем. Расценки создания целевой аудитории во многом зависят от технических возможностей. Ознакомиться с примерами выполненных работ можно в разделе портфолио. Детали предварительно оговариваются с менеджером, который доступен в любое время в форме обратной связи, по телефону или адресу электронной почты.